Этапы закрытия шейки матки после родов

После рождения ребенка в женском организме происходят процессы восстановления. Все органы репродуктивной системы претерпевают изменения. Матка после родов очень сильно травмируется.

Матка похожа на перевернутую грушу. Это полый орган, который состоит из гладких мышц. Он растягивается благодаря переплетению мышечных волокон и действию гормонов во время беременности.

Состояние матки в послеродовой период

Полый орган состоит из тела, которое в дородовом состоянии около 5 см, и шейки матки – размером 2,5 см. При зарождении ребенка ткани растягиваются и растут вместе с плодом.

Восстановление (инволюция) женских органов после родов – это природный процесс. Если родоразрешение было естественным, то матка восстанавливается и уменьшается в течение 2 месяцев.

Послеродовой период бывает:

  • ранний – 2 часа после рождения последа;
  • поздний – до 8 недель после родоразрешения.

Рубцы на матке после родов – нормальное явление. Сильное повреждение находится в зоне крепления плаценты. В этой зоне находится больше всего сосудов, которые затромбированы.

Сгустки крови в матке после родов и остатки плаценты выйдут из организма в течение трех дней. Эти выделения называются лохии.

Эпителизация (восстановление тканей эндометрия) происходит к 10–12 дням после родов. А рубец в месте присоединения плаценты заживает к концу первого месяца.

Матка после родов – стерильный орган. На протяжении 3–4 дней в полом органе проходят такие процессы, как фагоцитоз и протеолиз. Во время них бактерии, находящиеся в маточной полости, растворяются с помощью фагоцитов и протеолических ферментов.

Первые дни после рождения ребенка полый орган слишком подвижен за счет растяжений и недостаточного тонуса связочного аппарата. Это заметно при наполненном мочевом пузыре или прямой кишке. Тонус приобретается через месяц.

Как долго сокращается матка после родов?

Сокращения маточной полости по ощущениям напоминают схватки. В первые сутки после родоразрешения они не имеют ноющего характера.

Выделение гормона окситоцина при кормлении ребенка грудью вызывает спазмы мышц. Во время сокращения мышечной ткани, сдавливаются сосуды крови и лимфы, а некоторые пересыхают – облитерируются.

Сразу ли Вы обращаетесь к врачу с ребенком?
Нет, лечимся совими силами.
24.11%
Если знакомое заболевание или неоднократно болеем, то не обращаемся.
32.62%
Конечно, обращаемся сразу, потому что могут быть симптомы схожими, но болезнь разная, поэтому сразу только к врачу.
43.26%
Проголосовало: 141

Клетки ткани, которые появились во время беременности, отмирают и рассасываются, а остальные уменьшаются в объемах. Это способствует восстановление матки после родов.

Изменение массы органа:

  • после родов – 1 кг;
  • через 7 дней – 500 – 525 грамм;
  • через 14 дней – 325 – 330 грамм;
  • в конце послеродового периода – 50 – 65 грамм.

Чтобы ускорить сокращения, сразу в родовом зале, после рождения последа на живот кладут лед или холодную грелку.

Послеродовые параметры матки:

  • орган в длину составляет – 15–20 см;
  • ее поперечный размер 12–13 см.;

Дно полого органа после процесса родов резко опускается, не достигая пупка на 2,5 см, а тело плотно касается брюшной стенки. Матка имеет плотную структуру и зачастую смещается вправо.

За счет сокращений она ежедневно опускается на 1 см. В конце первой недели дно достигает расстояния между пупком и лобковой зоной. Уже на 10 день матка находится ниже лобка.

Шейка восстанавливается медленней: спустя 12 часов после родов ее диаметр будет 5–6 см. К середине второй недели закрывается внутренний зев, а наружный – формируется в конце второго месяца после родов.

К первоначальному виду зев не восстанавливается, так как волокна ткани слишком растянуты. По этому признаку гинеколог может определить, рожала женщина или нет.

Изначально зев имеет круглое отверстие. После родов на нем остается поперечная щель. Форма шейки матки изменяется: если ранее она имела вид конуса, то сейчас – цилиндра. Постепенно все органы приходят в норму.

Восстановление после кесарева сечения

Так как оперативное родоразрешение предусматривает нарушение целостности матки, она восстанавливается медленнее. Замедлить сокращение могут инфекции и осложнения. Восстановление матки после родов может проходить медленно из-за больших кровопотерь.

Атония и гипотония

Полому органу необходимо восстановление после родов, матка не всегда может сокращаться самостоятельно. У некоторых женщин возникает такая ситуация.

В этих случаях без врачебного вмешательства не обойтись. Такое состояние называют – атония матки. Если же сокращения очень слабые – гипотония.

Распространенные причины для возникновения атонии:

  • вторые роды;
  • первая беременность;
  • многоплодная беременность; Подробнее о многоплодной беременности→
  • большой вес и размеры ребенка;
  • различные осложнения;
  • многоводие;
  • травма каналов или придатков.

Загиб матки после родов или патология ее развития может способствовать отсутствию сокращений.

Как ускорить сокращение матки после родов?

Скорость восстановления зависит от следующих факторов:

  • гормональный фон;
  • возраст женщины;
  • параметры ребенка;
  • количество прошлых беременностей;
  • вида родовой деятельности;
  • многоводие;
  • воспаление половых органов.

Восстановление матки после родов предусматривает следующие действия:

  • Если маточное дно мягкое, значит, сокращаться матка будет медленнее. Действенным методом является массаж поверхности брюшной стенки снаружи.
  • Для сокращения органа после родов к животу прикладывают холодную грелку или лед. Могут использоваться препараты, стимулирующие спазмы.
  • Соблюдать гигиену половых органов. Проникновение инфекций и различные осложнения влияют на способность сокращаться.
  • Активные прогулки пешком.
  • Нельзя допускать наполнения мочевого пузыря и прямой кишки.
  • Лактация. При грудном вскармливании выделяется окситоцин, вызывающий сокращения матки. Кормящие мамы быстрее восстанавливают матку.
  • Послеродовая гимнастика, стимулирующая сокращение мышц матки.

Восстановление матки должно проходить под строгим контролем врача. Любое отклонение от нормы является патологией и требует оперативного вмешательства.

Послеродовые выделения

Кровь в матке после родов образуется за счет ран на поверхности. Выделения называются лохии. Секрет 3–4 дня имеет красный цвет. В это время лохии имеют сладковатый запах крови.

На 20% они состоят из жидкости маточных желез, а остальная часть неизменная кровь. Восстановление слизистых тканей матки начинается сразу же после родоразрешения.

Далее, лохии становятся бледнее, похожими на сукровицу. После 20 дня выделения приобретают светлый оттенок и жидкую консистенцию. В норме лохии выходят в течение 6 недель. После этого они прекращаются.

Если выделения продолжаются дольше указанного срока или имеют неприятный запах – обязательно обратитесь к врачу.

Это может происходить по следующим причинам:

  • загиб шейки матки;
  • в матке слабые сокращения;
  • закупорка зева кровяными сгустками.

Такое состояние опасно, так как может свидетельствовать о воспалительном процессе. Если лохии закончились на пятой неделе или идут дольше девятой, нужно обратиться к гинекологу.

Течение процесса без отклонений:

  • В полости лопаются сосуды, в результате чего кровянистые выделения 2–3 дня имеют ярко-красный цвет.
  • В течение первых 7 дней выходят остатки плаценты и атрофированный эндометрий – выделения со сгустками.
  • Спустя 7 дней жидкие лохии имеют розоватый оттенок.
  • Постепенно выходит слизь – результат деятельности плода внутри утробы. В течение недели они прекращаются.
  • Спустя полтора месяца лохии исчезают, появляются мажущие выделения.

Какие могут возникнуть осложнения

После родового процесса могут возникнуть различные осложнения.

Послеродовое кровотечение

Оно может начаться сразу после родоразрешения. Кровотечение не сопровождается болевыми ощущениями, и бывает очень сильным. Жизнь женщины без оперативного вмешательства может быть под угрозой.

Причины кровотечения:

  • при отделении плаценты и оболочек возникли нарушения;
  • травмы в процессе родов;
  • нарушено сокращение матки.

Для лечения используют медикаменты и донорскую кровь. Из-за рисков кровотечений женщину всегда оставляют на несколько часов в родильном зале.

Субинволюция матки

В результате задержки послеродовых выделений орган плохо сокращается. Зачастую это заболевание появляется на 6–7 день: сгустки в матке после родов или часть плодной оболочки перекрывают канал шейки матки.

Воспаление матки называется эндометрит. Он появляется из-за инфицирования полости.

Возникновение может быть обусловлено следующими факторами:

  • тяжелый родовой процесс;
  • плацента во время родов отделилась неправильно;
  • заболевания половых органов во время беременности;
  • аборты;
  • снижение иммунитета.

Симптомы эндометрита:

  • высокая температура;
  • после родов болит матка;
  • гнилой запах послеродовых выделений.

Может произойти так, что после родов опустилась матка. Это происходит в результате травмирования мышечной ткани тазового дна. Такому осложнению зачастую подвержены женщины, вынашивающие второго ребенка.

В норме матка после родов при выходе последа находится в области пупка. Дно опускается на 1–2 см ежедневно.

Любые отклонения от нормы считаются патологией. При тяжелых формах может быть выпадение матки после родов во влагалище и выходить наружу.

Необходимо своевременно лечить пролапс, чтобы не быть в зоне риска инфекционного заражения, опущения внутренних органов мочевыводящей системы. При опущении матки половая жизнь запрещена.

Чтобы выявить возможные патологии на 6–9 неделе после родов рекомендуется посетить гинеколога. Даже если самочувствие хорошее, отсутствуют болевые ощущения и дискомфорт.

Восстановление матки после родов

Всем женщинам интересно, как выглядит матка после родов. Ее полость уменьшается с 40 до 20 см, и ежедневно восстанавливается на 1–2 см. Чтобы сокращения были в норме, необходимо периодически осматриваться у гинеколога. Существует множество методик восстановления матки.

Средства народной медицины

На сокращение матки хорошо влияет крапива. Три столовых ложки растения настаивают в 0,5 л. кипятка. Дать настояться и остыть. Пить по 1/2 стакана 3 раза в сутки.

В аптеке можно приобрести настойку водяного перца. Она также способствует сокращению матки.

Цветки и трава белой яснотки используется в отваре и способствует восстановлению полого органа. Отвар не вызывает повышения давления. Его можно пить при гипертонии.

При кровотечениях хорошо помогает растение «пастушья сумка». В сутки можно использовать заварку 3–4 ст. ложки травы на 400 мл кипятка.

Послеродовое очищение помогают ускорить майские листья березы. Три столовых ложки листьев завариваются в 600 мл кипятка. Добавить щепотку соды и выпивать по 200 мл 3 раза каждый день. Средство эффективно с 12 дня после родового процесса.

Физические способы восстановления

Кормление ребенка высвобождает окситоцин, который влияет на сокращения матки.

С первого дня можно делать легкие физические упражнения – послеродовую восстановительную гимнастику. Зарядку нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении при оптимальной температуре от 18 до 20 градусов.

Если чувствуются боли, физические упражнения следует прекратить или подобрать для себя другой комплекс занятий.

Все комплексные мероприятия, направленные на восстановление женского организма, необходимо осуществлять в течение 10–12 недель. Перед тренировкой рекомендуется сходить в туалет. Заниматься с полным мочевым пузырем, гинекологи не советуют. Также физические упражнения стоит делать после грудного вскармливания.

Если были осложнения, хирургическое вмешательство или роды после разрыва матки, физические упражнения необходимо согласовывать с гинекологом.

Чтобы избежать осложнений при родах, во время беременности нужно регулярно посещать гинеколога. Восстановительный период у каждой женщины проходит по-разному, но если имеются отклонения от нормы – нужно обратиться к врачу.

Рекомендуем прочесть:  Сколько Заживают Швы После Удаления Матки

После родового процесса могут возникнуть различные осложнения.

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Слайд 1 В отечественной педагогике дошкольное воспитание является важным этапом, определяющим все дальнейшее развитие ребенка.

Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема развития восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т.п. Сенсорная культура обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей.

После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение.

Слайд 2 Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Слайд 3 Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Слайд 4 Цельюсенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей.

На этой основе выделяются следующие задачи:

  • Формирование у детей систем перцептивных действий
  • Формирование у детей систем сенсорных эталонов
  • Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности

Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, т.е. усвоения меры качеств – эталонов, выработанных человечеством.

Слайд 5 Эталонная система для детей дошкольного возраста включает в себя:

  • Основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый;
  • Пять форм; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
  • Три величины; большая, средняя, маленькая.

В сенсорном развитии, так же как и в умственном, физическом развитии определены требования программы.

Слайд 6 Требования программы по сенсорному воспитанию с 1,6 до 2 лет:

  • ориентироваться в 3-4 цветах, некоторые называть, подбирать по образцу;
  • ориентироваться в трех и более контрастных величинах (собирать трехместную матрешку и другие вкладыши после показа);
  • собирать пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин;
  • соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);
  • в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии, называть то, что рисует.

Слайд 7, 8 Требования программы по сенсорному воспитанию детей с 2до 3 лет

  • ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу
  • ориентироваться в трех и более контрастных величинах
  • собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины
  • соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске)
  • составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков
  • различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма)
  • ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник)
  • сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине
  • выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой
  • в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии

В 2010-2011 году возраст детей в нашей группе был с полутора до двух лет.

В начале года я провела диагностику по выявлению у детей различных умений и навыков, т. е. определила уровень подготовленности детей к обучению. За основу мною были взяты комплексы показателей из работы специалиста по раннему детству Е.Б. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели)».

Слайд 9 Были проверены сенсорные способности малышей. Я выяснила, что лишь небольшая часть из них различает основные цвета и размеры, а форму пытались различать и различали единицы.

В работе я наметила следующие условия для выполнения задач:

♦ использование дидактических игр,

♦ создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной.

Работа проводилась поэтапно. Сначала учила детей различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывала со словом. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагались дидактические игры: «Грибочки по местам», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Разноцветные поляны», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Нарядим солнышко» и др. Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же полочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные» Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по признаку цвета, величины. Я постоянно разнообразила дидактический материал. Использовала и игры‑самоделки: «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери чашки к блюдцам», лото «Цвет и форма», мобиль «Карусель» и др., которые вызывали у ребят интерес. Они увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону.

Учитывая особенности восприятия детьми цвета, я использовала сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать четыре основных цвета, были введены для ознакомления белый и черный цвета. Я старалась также подобрать игрушки и предметы интенсивной окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь мышку» и «Нарядим солнышко», цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре «Нарядим солнышко» перед детьми было представлено обиженное солнышко, которое не нарядили к празднику. И ребятам предлагалось подарить ему косички с бантиками, т.е. нужно было к косичке подобрать бантик и подарить солнышку. В этой игре использовались и оттенки цветов. Но от детей не требовались названия цветов. Игры малышам понравились, они правильно подбирали тождественные цвета.

Слайд 10 Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, я заметила особый интерес к уголку ряжения. Мною были сшиты юбочки с ободочками синего, красного, желтого и зеленого цветов. При одевании юбочки нужно было подобрать ободок такого же цвета.

Работу по цветовосприятию продолжила в сюжетно-ролевой игре «Дом». Кукле в зеленом платье нужно было налить чай в зеленую кружку и поставить кружку на тарелку такого же цвета, кукле в синем платье соответственно поставить синюю кружку и синюю тарелку и т.д.

Я учила ребят узнавать цвет и по словесному объяснению. Используя тот же дидактический материал, предлагала детям найти предметы заданного цвета: «Подари желтый бантик. Возьми красный шарик. Надень синюю юбочку и т.д.»

Слайд 11 Работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагались задания в облегченном варианте.

Слайд 12 Проводилась работа и с родителями. Были проведены и оформлены консультации. Подробно рассказала родителям на родительском собрании о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Оформлялась выставка дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов, Объясняла взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома.

Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей нашей группы.

Слайд 13 — 16 В конце учебного года вновь была проведена диагностика, которая проводилась по основным показателям, предложенным Е.Б. Волосовой в книге «Развитие ребенка раннего возраста». Проведенная диагностика показала большой скачок знаний и умений к концу учебного года по всем разделам программы сенсорного воспитания.

Условные обозначения:

«-» — норматив ребёнок не выполняет, еще им не заинтересован

« — ребёнок делает попытки к выполнению норматива, проявляет к нему интерес

«+» — норматив ребёнок выполняет с интересом, правильно.

Познавательное развитие

Цветовой гнозис

Восприятие формы )

Художественная сфера (мелкая моторика

Подводя итог, можно сказать, что проведенная работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития. Совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И эти задачи были выполнены на высоком уровне.

В результате сенсорного воспитания дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

Слайды 17 — 27

В связи со сказанным становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного развития ребенка.

  • Н.Н. Подъяков, В.А. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду» — М., «Просвещение», 1981.
  • Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» — М., «Просвещение», 1983
  • Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»
  • Е.Б. Волосова «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). — М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1999
  • Основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый;
  • Пять форм; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
  • Три величины; большая, средняя, маленькая.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка чувственного восприятия окружающего мира.

Ощущение цвета, формы, размера предметов, ощущение пространства и времени – все это относится к чувственному (сенсорному) восприятию.

А дошкольный возраст лучше всего подходит для такого развития.

Этапы

Прежде чем говорить об этапах сенсорного развития детей дошкольного возраста, следует дать определение тому, кто такой дошкольник. Это ребенок в возрасте от 3 до 7 лет.

Этапы сенсорного развития дошкольников:

  • 1-й этап (3–4 года). Ребенок знакомится с основными цветами спектра, знает формы плоских предметов (овал, круг, квадрат, прямоугольник), знакомится объемными фигурами (шар, куб). На этом этапе малыш учится тактильному восприятию формы объемных предметов. Например, детям такого возраста можно продолжить определить форму шарика или кубика спрятанных в «волшебный» мешочек. В этот же период дети осваивают восприятие размера: «большой» – «маленький», «высокий» — «низкий», «узкий» — «широкий» и т. д.
  • 2-й этап. (4–5 лет). На этом этом этапе малыш углубляет свои знания цветов, учится различать оттенки. Для него уже существует понятие «светлее – темнее». Ребенок уже уверенно различает плоские и объемные предметы, а также может сравнивать их по форме и объему. Появляется понятие плоской и объемной фигуры.
  • 3-й этап (5–7 лет). В этом возрасте малыш умеет анализировать цвета, формы, объем предметов. Он может различать и называть множество оттенков, появляется понятие о взаимосвязи цветов. Дети уже умеют анализировать сложную форму, разбивать ее на составляющие, улучшают свои навыки анализа и синтеза.
Рекомендуем прочесть:  Прокол Пузыря В 40 Недель Без Схваток

Младшие дошкольники (4–5 лет)

Говоря о детях этого возраста, обязательно стоит упомянуть об изменениях в игровой деятельности.

Теперь в игре появляются роли и смысл. При этом малыши четко отделяют себя от выбранных ролей.

Рисунки детей от 4 до 5 лет становятся более детализированными и конкретными.

Если это человек, то у него обязательно будут руки, ноги, голова и даже одежда. Теперь дети способны рисовать геометрические фигуры, вырезать и называть их, делать аппликации.

Навыки конструирования усложняются и детализируются, что говорит о развитии пространственного восприятия.

На данном этапе усовершенствуется мелкая и крупная моторика, координация движений, анализ и синтез. К концу пятого года жизни ребенок не просто различает форму, он уже способен абстрагировать. Например, малыш уже может назвать форму, на которую похож тот или иной предмет, выделить из сложных форм более простые, упорядочить предметы по определенному признаку (величина, цвет, размер, форма).

Совершенствуется и восприятие пространства. Ребенок прекрасно ориентируется в таки понятиях как «ближе» — «дальше», «над» — «под», «внутри» – «снаружи» и т.д.

Речевое восприятие также становится более совершенным, улучшается произношение звуков, дикция, запоминание новых слов и выражений. Ребенок умеет имитировать голоса животных, интонацию других людей, персонажей сказок и мультфильмов.

Все это говорит о том, что у малыша 4–5 лет совершенствуется сенсорное восприятие практически всех сфер жизни.

Справка: специалисты заметили, что дети, с которыми проводились занятия в направлении развития сенсорики быстрее адаптируются в школе, лучше усваивают материал, имеют более высокую успеваемость.

Старшие дошкольники (6–7 лет)

6-7 лет – это период, когда сенсорное развитие с новой силой набирает обороты.

Как это происходит? Ребенок становится более внимательным.

Он уже может управлять своим вниманием и взором.

Например, если период внимания у малыша 4-5 лет составляет около 6 минут, то в 6–7 лет это период будет равен 10–12 минутам.

Но в то же время такие дети еще не способны проникнуть в суть вещей, они по-прежнему сосредоточены на форме.

Еще одна особенность этого возраста – не расчлененность восприятия. Ребенок видит только поверхностную информацию и пока не умеет проникать в суть вещей. Это хорошо показывает простой опыт. Перед группой детей положили 2 ряда пуговиц одинакового размера, в одном ряду было семь пуговиц, в другом 10. В тот ряд, где было 7 пуговиц под каждую из них подложили еще по одной, такого же размера и формы. Затем спросили малышей: «В каком ряду пуговиц больше?». Практически все дети показали на ряд из 10 пуговиц, так как он был визуально длиннее.

Кроме того, дети 6-7 часто путают слова сходные по написанию и звучанию, но совершенно разные по смыслу, например, «поставил» и «подставил». Это связано с тем, что в это период у них слабо развита аналитическая функция и детям трудно целенаправленно и углубленно анализировать и воспринимать. Визуальная составляющая все-таки остается приоритетной на данном этапе.

Что касается восприятия времени и пространства, то у детей этого возраста оно имеет свои особенности. Они с трудом воспринимают большие отрезки времени. Например, период динозавров и 80 лет будет воспринят ими совершенно одинаково, ведь у детей пока отсутствует временное абстрагирование.

Внимание! На данном этапе педагогу очень важно научить малышей правильно воспринимать и оценивать пространственные и временный категории и значения.

Игры для развития способностей

Для того чтобы у детей развивались сенсорные способности, существует множество игр и упражнений:

  • Игра для развития тактильных ощущений «Узнай фигуру». В мешочек кладут несколько различных фигур, а затем на столе раскладывают такие же. Педагог показывает малышам фигуру и просит их достать из мешочка такую же. Дети на ощупь должны найти нужную фигуру в мешочке. Занятие предназначено для малышей 3-4 лет.
  • Упражнение для развития слухового восприятия. В несколько стеклянных бутылочек насыпают самые разные предметы: горох, фасоль, песок, камешки, пуговицы и др. Затем малышу предлагают потрясти каждую бутылочку и нарисовать, то, что он услышал. Дети 4-5 лет прекрасно справляются с этой задачей, так как она предназначена именно для них.
  • Упражнение для развития зрительного восприятия. Для этого берут любой прозрачный предмет: бутылку из цветного стекла, банку с окрашенной водой, лупу и т. д. и просят ребенка посмотреть на комнатный цветок через каждый их эти предметов. Затем можно просить малыша поделиться своими ощущениями и нарисовать цветок, таким, каким он видел его сквозь эти предметы. В результате получится несколько рисунков, которые потом можно обсудить. Игра рассчитана на детей 5-7 лет.

Рекомендуем также посмотреть полезное видео в тему:

Некоторые спросят, зачем развивать сенсорику? Ответ прост — такие занятия включают в себя гораздо больше чем кажется на первый взгляд. Они помогают в раскрытии талантов и способностей, учат взаимодействию со сверстниками, развивают образное мышление, воображение, абстрагирование.

Этапы сенсорного развития дошкольников:

Главная задача системы — сформировать и усовершенствовать у детей раннего возраста представления о таких важных понятиях, как:

  • цвет;
  • величина предмета;
  • форма и пр.

В первые же годы после рождения дети должны усвоить основные сенсорные эталоны, цветовые тона, формы, временные и пространственные отношения.

Что такое сенсорика и как ее развивать?

В начале жизни ребенка окружает множество всего нового. Он сталкивается с новыми событиями, которые удивляют, радуют и расстраивают его ежедневно, учится воспринимать формы и краски предметов.

Для родителей крайне важно в период раннего возраста помочь детям не потеряться в мире запахов, форм и цветов, а научить подчинять их себе в процессе перманентного саморазвития.

Эти цели непростые, но вполне выполнимые, и именно их можно считать главными в процессе сенсорного развития детей раннего возраста. Естественно, если родителей рядом в нужные моменты не будет, мир не пройдет стороной и ребенок так или иначе с ним познакомится. Но нужно понимать, что познания эти могут быть искаженными и неполными, а порой даже обратными действительным. Именно поэтому так необходимы поддержка и участие взрослых, когда речь идет о таком важном деле, как сенсорное развитие ребенка.

Что говорят ученые?

Чем младше ребенок, тем больше он поддается процессу воспитания в нем сенсорных навыков, которые копятся и со временем помогают составить полную картину окружающего мира.

Гениальные люди, время от времени рождающиеся на свет, — это вовсе не отклонение от нормы. Это та норма, которая пока недоступна остальным людям и которая является подтверждением того, что проявление человеческого разума во всей полноте возможно.

Очень жаль, но до сих не все родители понимают, что правильный режим, модная одежда и качественное питание — это еще не все, что нужно ребенку. Чтобы малыш развивался, рос успешным и целеустремленным, ему просто необходимо получать пищу для ума. Есть ли разница между тем, когда кроха начнет различать цвета, узнает, как шнуровать ботинки или собирать пирамидку? Да! Разница есть, и она огромная.

Детей нужно начинать развивать в раннем возрасте, иначе потом будет просто поздно. Психологи утверждают, что основной багаж знаний малыш приобретает в возрасте до трех лет.

Разновидности сенсорных ощущений и задачи сенсорики

  • визуальные;
  • вкусовые;
  • обонятельные;
  • осязательные;
  • слуховые.

Именно они влияют на формирование у малыша таких понятий, как форма предметов, размер, цвет, а также вкус, запах и звук.

Сенсорное развитие ставит перед собой несколько основных задач. Среди них:

  • формирование верных эталонов;
  • формирование правильных ощущений;
  • тренировка навыков использования системы эталонов с правильной реакцией на процессы перцептивного типа.

С года и до трех лет у детей появляются знания о том, какие признаки имеют предметы в окружающем мире. Малыши уже представляют, что такое вкус, цвет, имеют представление о запахах, размерах, положении в пространстве. В четыре года у малышей укореняются полученные представления и наступает новый период — аналитического восприятия окружающего мира.

Что такое эталонная система?

Для детей раннего возраста сенсорные эталоны — это:

Учитывая возраст ребенка, сенсорное развитие может проходить в нескольких вариантах, описанных ниже.

  • Обучение навыку различать цвета и подбирать их по примеру
  • Обучение ориентироваться в размерах с упражнениями на матрешке
  • Тренировка навыка собирать пирамидку более чем из четырех колец разного размера
  • Умение соотносить конфигурацию плоских фигур с объемными (использование игрушек-вкладышей)
  • Обучение азам рисования (проведение линий разной толщины, направления, длины).
  • Развитие навыка различать основные 6 цветов и подбирать их по примеру
  • Ориентирование в основных величинах
  • Навыки сборки пирамидки из более чем 6 колец разного размера
  • Умение формировать фигуру из нескольких частей (крупные пазлы)
  • Навыки выделять форму предмета, как объемного, так и плоского
  • Развитие навыков рисования.

Как можно увидеть, сенсорное развитие наиболее активно проводится с 1 года и до 4 лет, когда дети усваивают наибольшее количество информации об окружающем мире.

Форма сенсорной культуры и ее особенности

Как уже было отмечено выше, сенсорное развитие наиболее эффективным будет у детей самого раннего возраста. В этом случае оно положительным образом повлияет на их интеллект и развитие в целом. Именно поэтому начинать нужно как можно раньше, в идеале — с 1 года, когда у детей начинается период повышенного интереса ко всему, что их окружает.

Нужно понимать, что обучение и развитие должны проходить в ненавязчивой игровой форме, чтобы малыш получал удовольствие от занятий.

Продолжительность занятия-игры должна быть не более 7 минут — этого времени будет вполне достаточно для того, чтобы чему-то научить кроху и не дать ему заскучать.

Примеры работы с малышами

Ниже приведено несколько вариантов обучающих занятий, которые позволят ускорить сенсорное развитие детей раннего возраста. Занятия поделены с учетом возраста и навыков детей.

Начальная группа — дети от года до двух лет:

  • Перед малышами разложите яркие кубики, шары, пирамидки и др. и на собственном примере покажите, как отобрать предметы по общему признаку (форме) в отдельную группу.
  • Разберите пирамидку и покажите малышу, как ее собрать, учитывая размер или цвет колец.
  • Подготовьте несколько вариантов тканей и предметов с разной поверхностью, прикасаясь поочередно каждым из них к коже ребенка и сопровождая действия описанием ощущений. Например, мягкая игрушка — это ощущение чего-то пушистого, теплого, атласный лоскуток — нежного и скользящего, шерстяной носок — колючего и жесткого. Попросите малыша описать его ощущения, тренируйтесь со временем определять предмет по ощущениям с закрытыми глазами.
  • Поиграйте с крохой в гримасы перед зеркалом. Покажите, как лицо может быть добрым, смешным, злым и грустным, попросите малыша показать, какие лица умеет делать он.
  • Малыша, знакомого с фруктами, можно попросить описать форму, цвет и вкус каждого из фруктов. То же можно предложить сделать ребенку и с овощами, и с целым рядом других предметов и игрушек.
Рекомендуем прочесть:  Как Долго Заживает Шов После Удаления Матки И Шейки Матки Последствия

Для детей в возрасте от двух до четырех лет:

  • Начинайте разучивать с малышом буквы алфавита. Показывайте ему их на картинках, упражняйтесь с цифрами, обращая на них внимание малыша везде, как дома, так и на улице, превращая процесс в увлекательную игру.
  • Разложите в парные непрозрачные тканевые мешочки (подойдут воздушные шарики) разные крупы и попросите кроху на ощупь сгруппировать мешки с одинаковыми крупами и описать ощущения.
  • Покажите и расскажите ребенку, как работать с пазлами или с мозаикой, пофантазируйте вместе и соберите картину или целую композицию.
  • Поиграйте с детьми раннего возраста в ассоциации. Попросите подобрать ассоциации к таким простым словам, как «зима» или «лето», «кровать» или «стол». Со временем задание можно будет усложнить, предлагая подбирать в качестве ассоциаций только определенные части речи: глаголы, прилагательные, существительные.

Работая с детьми почти с самого рождения, взрослые помогают им открыть двери в мир неограниченных возможностей, развивая потенциал мозговой деятельности, готовя почву для полноценного развития и самореализации в этом мире.

Дети, воспитанию сенсорных способностей которых уделяли время с раннего возраста, повзрослев, чаще других достигают успеха, имеют хороший контакт с родителями и достойное место в обществе.

С года и до трех лет у детей появляются знания о том, какие признаки имеют предметы в окружающем мире. Малыши уже представляют, что такое вкус, цвет, имеют представление о запахах, размерах, положении в пространстве. В четыре года у малышей укореняются полученные представления и наступает новый период — аналитического восприятия окружающего мира.

Лариса Ивенина
Этапы сенсорного развития детей раннего возраста

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Уровень чувствительности к сенсорнымраздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов:

Первый фактор —это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т. п.

Второй фактор —состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь.

Третий фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны.

Чему и как научить ребёнка?

Первая и главная задача — предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия. Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» — именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».

«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам. (Педагог прикрепляет к магнитной доске карточки с названиями сенсорного эталонов: цвет, форма, слух, вкус, запах.)

— Эталоны цвета — семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

— Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.

— Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

— Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.

— Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т. д.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.

Выстраивая работу по сенсорному воспитанию, мы педагоги стараемся учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, используя личностно – ориентированный подход и выстраиваем работу по сенсорному воспитанию поэтапно.

І этап. Использование приема наложения предметов друг на друга, сопоставления их по размеру, цвету, форме. Воспитатели учат детей обследовать предметы, например, беря в руки шар, учит их накладывать на него ладони сверху, округляя их и невольно уподобляя форме предмета.

ІІ этап. Использование приема обследования предметов. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет детям размещать элементы мозаики в гнездах панели, накладывать детали строительных наборов друг на друга. При этом возникает как бы снятие “слепка”: глаз учит руку – рука учит глаз.

ІІІ этап. Использование приема на выделение отдельных свойств и сравнение предметов по указанному признаку, установление связи между ними. Дети вместе с воспитателями начинают устанавливать причинную зависимость наблюдаемых ими явлений. Дети начинают выделять и обобщать качества, свойства предметов (яблоко красное, флажок тоже красный, мяч и шарф красные).

IV этап. Использование экспериментирования в предметной деятельности. У детей раннего возраста на этом этапе изменяется отношение к своим действиям – они настойчиво добиваются результата, стремятся разделить предмет на части (разобрать пирамидку, матрешку). Воспитатели продолжают учить детей соотносить форму и размер деталей с отверстием в коробке, цвет грибка с цветом столика, целенаправленно соотносить части или признаки между собой.

V этап. Использование в работе с малышами орудийных действий (использование карандаша, салфетки, расчески).

Весь образовательный процесс педагоги стараются выстроить на разнообразных играх, упражнениях, занятиях, создавая комфортные, благоприятные условия для легкого восприятия материала. Сенсорное развитие детейосуществляют через разные формы и методы работы:

Дети очень любят экспериментировать. Самым оптимальным вариантом детских экспериментов в детском саду и дома такие материалы как песок и вода.

Игры с водой одно из любимых детских занятий, ознакомление со свойствами воды проходит во время специально организованных игр – занятий под наблюдением воспитателя. Вода возбуждает ребенка, поэтому, вначале необходимо научить его правильному,аккуратному обращению с ней: не плескать через край, не делать резких движений. Предлагайте детям самостоятельно налить в кружки воды для кукол. На закрепление цвета играйте в «Разноцветную воду»— в баночку добавляйте несколько капель краски и наблюдайте, как окрашивается вода. В процессе игры необходимо постоянно поддерживать интерес. В играх предлагайте полить песок водой, когда он сырой, с ним хорошо играть.Во время поливки песка задавайте вопросы: «Почему не видно в песке воды?», «Куда она девалась?», «Что можно сделать из мокрого песка?». Обращайте внимание на то, что песок может быть сухим и мокрым. Сухой песок рассыпается – из него ничего нельзя построить, зато его можно пересыпать тонкой струйкой и просеивать через сито. На песке можно рисовать палочкой, оставить следы, из мокрого песка можно построить башни, дороги. Обыграть их.

Игры с песком очень актуальны в настоящее время и в работе с детьми раннего возраста, так как развивается тактильно – кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, а также происходит развитие мыслительных операций.

Сенсорное развитие ребенка при правильном подходе не только формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий. Занимаясь с малышом и приобщая его к сенсорной культуре вы открываете перед ним неограниченные возможности для проявления потенциальных талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни. Кроме этого, ранняя сенсорика является основой для закрепления у малыша навыков поведения в обществе, корни которых находятся в общении с родителями.

Дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и явлений окружающего мира.

Дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста МДОУ детский сад №3 «Теремок» р. п. Озинки Дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста Воспитатель: Кузнецова Н. Н.

Дидактические материалы системы Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста Что такое сенсорное развитие? Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) это формирование у воспитанников процессов восприятия.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Консультация для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего возраста» Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности.

Мягкий планшет — эффективное, инновационное средство сенсорного развития детей раннего возраста Развиваемся играя. Мягкий планшет эффективное, инновационное средство сенсорного развития детей раннего возраста. Подготовила: Сорокатая.

Программа по развитию сенсорного восприятия детей раннего дошкольного возраста «Учимся, играя» на 2016–2017 уч. год Паспорт программы. Продолжительность программы: сентябрь – май. Тип программы: познавательно – игровой. Участники: дети ясельной группы,.

Развитие сенсорики у детей младшего возраста. Игровое оборудование своими руками для сенсорного развития Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении.

Уголок сенсорного развития своими руками в группе раннего возраста Сенсорное развитие маленького ребенка является необходимой составляющей для его гармоничного роста и воспитания. Ведь именно в первые годы.

Значение сенсорного развития для детей раннего возраста В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования детского сада на первый план выдвигается.

— Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.

http://mama66.ru/rody/vosstanovlenie-matki-posle-rodovhttp://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/609298/http://vashrebenok.org/razvitie/doshkolnoe/sensornoe-razvitie.htmlhttp://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/vospitanie-sensornyh-sposobnostej-s-rannego-vozrasta.htmlhttp://www.maam.ru/detskijsad/sensornoe-razvitie-detei-ranego-vozrasta-686063.html

Давайте вместе будем делать материал еще популярнее, и после его прочтения сделаем репост в удобную для Вас социальную сеть

.

Оцените статью
Женщинам от женщины - лучшие советы и решения