Упражнения по войта для держания головы

В начале несколько практических советов: начиная занятия воздействуйте на тригерные зоны(точки) не слишком интенсивно, дайте ребенку адаптироваться 10-15 дней, чтобы занятия не превратились в регулярную пытку и для вас и для ребенка, усиливайте воздействие на зоны постепенно доводя до максимума., и обязательно коротко остригите ногти, чтобы не причинять малышу дополнительный дискомфорт.
Не бойтесь пробовать, вы не навредите своему ребенку. Начинайте, не торопитесь, наблюдайте за малышом, «прислушивайтесь» к своим ощущениям, со временем ваши руки разберутся, что и как нужно делать.Но учебник по анатомии ( лучше для институтов физкультуры, чем для мед.образования) должен быть прочитан!
Прежде чем приступить к занятию с ребенком, научитесь находить триггерные зоны на себе, это облегчит ваши занятия, а заодно вы научитесь определять необходимую силу воздействия на зону, не забывайте: тригерная-это значит болезненная.

КОНСПЕКТ ПО МЕТОДИКЕ ВОЙТЫ: методика Войты эффективна при лечении всех форм ДЦП, заключается в выработке активно-рефлекторных или активных движений из специальных положений, из которого возможно выполнение только необходимого движения т.к при этом фиксацией исключается возможность выполнения любого другого движения, а также, что очень важно, исключаются патологические синергии. В специальной позе создается сопротивление путем давления на тригерную зону в определенном направлении таким образом, чтосочетанная мышечная реакция, которая является физеологической, вызывает сокращение большой группы мышц, за счет чего возникает мощный стабилизирующий эффект.Методика показана при любой мышечной патологии, Противопоказаниями явл.нестабильность в тазобедренных суставах.В этом случае выполняются только 1 и 2 положения.
Воздействие на ЦНС-нормализующее мышечный тонус.При высокой судорожной готовности необходима медикаментозная терапия.
Техника: Работа с одинаковой нагрузкой со всех сторон, начинать надо со здоровой стороны, нажатие на зоны легкое, постепенно усиливающееся, чем старше ребенок, тем сильнее и продолжительнее нажатие.
Действие процедуры сохраняется в течении 3 часов, Через это время процедуру можно повторить.Проводится регулярно(не курсами)не менее 2 раз в день, оптимально-3-4.
Начинать нужно с первого положения, сочетания двух точек, далее по нарастающей:
1 день-1 процедура-1 положение,
2 день-2 процедуры-1 положение
3 день-3 процедуры-1 положение –три точки,
4 день 3 процедуры-2 положения,
5 день 3 процедуры-2-3 положения –одно сочетание точек
6 день-3 прцедуры-2-3 положения 2 сочетания точек и т.д.
Время воздействия от 1 мин до 3 мин детям до 3 лет, старше-до 5 мин.
После воздействия на зоны, должно остаться красное пятно.
Термины для направления воздействия(давления):
Крониально-в сторону черепа
Каудеально-в сторону кобчика
Медиально-в центр тела.
Латерально-от центра тела
Вентрально- в сторону живота
Дорсально-в сторону спины

1 положение:
Ребенок на спине, туловище, голова и ноги по одной оси, голова повернута лицом в сторону методиста.
1 точка берется на верхней поверхности грудной клетки со стороны методиста. Она расположена на пересечении двух линий: сосковой и горизонтальной линии, проведенной от конца мечевидного отростка, приблизительно 6 межреберье. Эту зону мы давим дорсально-крониально-медиально (в сторону противоположного плеча).Максимально не касаться тела ребенка своим телом, контакт только 1-2 пальцами.Эта точка берется рукой разноименной руке пациента, которая расположена ближе к методисту.
2 точка находится под углом нижней челюсти(проведите пальцем вниз от уха)
Направление воздействия: в сочетании с 1 точкой- каудально-медиально-вентрально (в центр щитовидной железы), в сочетании с 1 и 3 точками- крониально-медиально (в центр черепа).3 точка на лице под наружным краем верхней челюсти, на пересечении линий проведенных вертикально от наружного угла глаза и горизонтально от кончика носа.Направление воздействия- крониально-медиально( в центр черепа)
Это положение при регулярном применении дает эффект даже у достаточно взрослых пациентов, т.к.улучшает контроль за положением головы, удержанием позы при вертикализации и способствует развитию речи.

2 положение: поворот со спины на живот:
Ребенок лежит на боку, спиной к методисту, голова, туловище ровно, Нижняя рука выпрямлена перед собой, верхняя рука придерживается вдоль туловища, нижняя нога согнута в тазобедренном суставе на 45*, в коленном на 90*, пятка, попка и туловище по одной линии, верхняя нога произвольно.Нижнюю ногу фиксируем, если ребенок сам не лежит в этой позе.
1 сочетание точек 1 точка-нижняя треть внутреннего края лопатки.Давление крониально-медиально-вентрально( по направлению к локтевому суставу нижней руки)
2 точка-Передний верхний гребень подвздошной кости(выступающая часть), давление каудально-медиально-дорсально (в анус)
Точки берутся одномоментно и мягко.
2 сочетание точек: 1 точка- под акромион(ямка над плечевам суставом)направление каудально-дорсально-латерально (в центр спины) 2 точка-почти центр ягодицы. Давим крониально-вентрально-медиально(в попук)
Для расслабления берется 1 сочетание точек(если хоть где-то есть спастика).Если ребенок гипотоник, то через неделю переходим на 2 сочетание точек., воздействуем на зоны коротко, попеременно меняя сочетания точек на на счет 1-2, с 1мин до 3 мин.
3 положение, рефлекс ползания
Лежа на животе, голова отвернута от методиста, Рука со стороны лица поднята вверх, локтевой сустав 90*, так, чтобы кисть руки и плечо были на одной линии. Воздействие на зоны могут вызвать сгибание пальцев в этой руке, можно дать мягкий предмет, мячик.Противоположная рука вниз вдоль туловища, ладонью вверх Нога со стороны затылка (противоположная согнутой руке) согнута в тазобедренном суставе 135*, в коленном 90*, пятка находится по одной линии с ягодицей, другая ножка произвольно. 1 точка: Ямка под локтевым выступом, в нижней части плечевой кости.точка берется на согнутой руке, давление — каудально-медиально-дорсально ( в заднюю часть плечевого сустава этой же руки). 2 точка – нижняя треть лопатки согнутой руки Давим крониально-латерально-вентрально(в локоть этой же руки. 3 точка -аналогична точке груди из первого положения, но берется на спине-как бы проекция, Давление -1 положение- крониально-латерально-вентрально(в локоть согнутой руки) 2 положение- каудально-медиально-вентрально(в анус) Эти точки берутся на стороне согнутой руки, Следующие точки берутся на стороне согнутой ножки-противоположной. 4 точка- центр ягодицы, давление: 1 положение- крониально-медиально-дорсально (в нижний угол противоположной лопатки) 2 положение- каудально-латерально-вентрально (в колено согнутой ножки ) 5 точка -внутренний надмыщелок бедренной кости на согнутой ножке Напр.-крониально-медиально-дорсально (в анус) 6 точка -на наружном крае стопы на линии вертикальной от лодыжки по направлению к пяточке находим небольшую ямку. Давление крониально- латерально дорсально(в колено согнутой ноги).
Чем старше ребенок, тем больше точек берется одновременно, желательно работать в четыре руки.

В начале несколько практических советов: начиная занятия воздействуйте на тригерные зоны(точки) не слишком интенсивно, дайте ребенку адаптироваться 10-15 дней, чтобы занятия не превратились в регулярную пытку и для вас и для ребенка, усиливайте воздействие на зоны постепенно доводя до максимума., и обязательно коротко остригите ногти, чтобы не причинять малышу дополнительный дискомфорт.
Не бойтесь пробовать, вы не навредите своему ребенку. Начинайте, не торопитесь, наблюдайте за малышом, «прислушивайтесь» к своим ощущениям, со временем ваши руки разберутся, что и как нужно делать.Но учебник по анатомии ( лучше для институтов физкультуры, чем для мед.образования) должен быть прочитан!
Прежде чем приступить к занятию с ребенком, научитесь находить триггерные зоны на себе, это облегчит ваши занятия, а заодно вы научитесь определять необходимую силу воздействия на зону, не забывайте: тригерная-это значит болезненная.

Своевременный выбор лечения позволит получить хороший эффект при выявлении у ребенка заболевания нервной системы. Грамотный подбор схемы терапии позволит успешно восстановить двигательные функции и связанные с этим навыки: речи, ходьбы и еды. Эффективность реабилитационного периода у взрослых с поражениями периферического и центрального отделов нервной системы так же определяется минимизацией срока от момента поражения до начала лечения. Одним из методов, действительно показавших свою практическую эффективность, судя по отзывам — метод Войта.

Основы Войта-терапии

Блокирование прохождения нервных импульсов, в результате повреждений нервных волокон при неврологической патологии, провоцирует ошибочные движения. Метод Войта — рефлекторная гимнастика, формирует модели движения, свойственные здоровому человеческому телу.

В середине прошлого века тогда еще чехословацкому врачу Вацлаву Войта удалось разработать методику восстановления детей с диагностированным ДЦП. В основу методики автор положил рефлекторную гимнастику в виде раздражения точек на поверхности кожи ребенка и вызываемых этим рефлекторных движений. Многократное повторение комбинаций раздражение-сокращение вызывает формирование новых двигательных рефлексов. Метод получил название рефлекторной локомоции.

Многократные, регулярные занятия позволяют не только разблокировать передачу нервного импульса по периферическим нервным волокнам, но и активировать ответственные за обработку импульсов участки коры головного мозга. Постепенно усложняя упражнения, можно сформировать у ребенка правильные рефлекторные мышечные реакции.

Особенно хороших результатов позволяет получить комбинирование метода Войта при ДЦП с лечением другими (кинезо- и аппаратными) методами, а так же лекарственной терапией.

Показания к применению

Метод Войта показал свою эффективность в лечении ряда патологических состояний:

  • ДЦП.
  • Различной степени выраженности координационные нарушения.
  • Патологии развития скелетно-мышечной системы.
  • Искривления позвоночника различной этиологии, в том числе сколиоз.
  • Патологии, связанные с суставами и связочным аппаратом: дисплазии, косолапость, плосковальгусная стопа.
  • Кривошея.

Но, с осторожностью применяется метод войта при эпилепсии и других судорожных заболеваниях.

Сразу ли Вы обращаетесь к врачу с ребенком?
Нет, лечимся совими силами.
24.67%
Если знакомое заболевание или неоднократно болеем, то не обращаемся.
31.33%
Конечно, обращаемся сразу, потому что могут быть симптомы схожими, но болезнь разная, поэтому сразу только к врачу.
44%
Проголосовало: 150

В своих работах автор отмечал наибольший эффект от применения метода Войта при ДЦП. Патологические выпрямительные рефлексы у новорожденных еще не сформированы. И в случае с полной блокировкой нервных путей – они отвечают на лечение. При своевременно начатой терапии, ребенок практически в 100% случаев способен обучиться необходимым действиям и догнать своих сверстников.

Гимнастика по методу Войта направлена на активизацию нервной системы и выработку спонтанных правильных двигательных навыков. Поэтому основное правило – систематичность тренировок. Повторяющиеся физиологичные движения способны предупредить формирование патологических.

Войта-терапия и дети

Метод с успехом применяется у детей любого возраста, начиная с грудного. Основанием для назначения курса выступают установленный диагноз и определенная цель терапии. Начинать лечение лучше, пока замещающая моторика не успела сформироваться. Если на курс берется пациент с уже закрепившимися замещающими двигательными моделями, то первый этап лечения будет направлен на активирование моделей физиологического движения. А уже затем будет осуществляться перевод незакрепленного аномального рефлекса в нормальное состояние.

Рекомендуем прочесть:  Почему ребенок шевелится после еды

Крик грудного ребенка во время процедуры является проявлением активированного состояния. Естественна реакция родителей на крик, наводящий из на мысль, что ребенку больно. На самом деле, крик – естественная реакция пациента такого возраста на непривычную ситуацию. Через некоторое время адаптации и привыкания крик теряет интенсивность. В перерывах ребенок быстро перестает кричать. Старшие дети не кричат, о своих переживаниях они сообщают словами.

Войта-терапия со взрослыми

Повреждение нервной системы у взрослых носит чаще всего приобретенный характер. Лечение методом Войта дает хорошие результаты, как на ранних стадиях — в остром периоде, так и на реабилитационном этапе. Цель – восстановление доступности утерянных здоровых двигательных моделей и предупреждение негативных последствий в виде болей, нарушения функциональности и снижения силы. Основная направленность курса – вернуть пациенту возможность вести полноценную жизнь: в условиях семьи, школы, восстановление профессиональных навыков и т. д.

Эффективность терапии

Сравнительные исследования доказали положительный эффект от метода Войта на физиологическом и психологическом уровнях. При этом следует понимать, что это не панацея. Для каждого больного требуется индивидуальная программа реабилитации, направленная на системное оздоровление его организма.

Многочисленные положительные отзывы о методе Войта говорят о его безусловной эффективности. Тысячи прошедших лечение детей начали чувствовать тело и получили возможность управлять им.

Эффекты при церебральных нарушениях

Улучшение состояния детей при патологиях ЦНС после проведенного курса терапии проявляется в виде:

  • Уменьшения моторного возбуждения.
  • Улучшения опоры на животе.
  • Выработки стабильности.
  • Улучшения концентрации внимания.
  • Появления стабильной заинтересованности игрушками.
  • Улучшения сна.
  • Прекращения слюнотечения.
  • Улучшения глотательной и артикуляционной функций.
  • Стабилизация глазодвигательных мышц: снижается или исчезает нистагм, улучшается координированность движения глазами.

В итоге контакт ребенка с окружающим миром становится более разнообразным и полноценным.

Эффекты при наличии периферических парезов

При патологии периферической нервной системы положительное влияние метода проявляется следующим образом:

  • Улучшение периферического кровообращения нормализует рост и минерализацию костной ткани.
  • Снижаются или полностью исчезают чувствительные расстройства.
  • Восстанавливается трофическая функция мышечной ткани.
  • Активируется автоматическая моторика.
  • Более эффективно работает мускулатура, участвующая в дыхании.
  • Значительно уменьшаются симптомы суставных контрактур.
  • Нормализуется деятельность мочевого пузыря и кишечника.

Процедура Войта-терапии

На предварительном этапе проводится Войта-диагностика, в процессе которой определяется вид нарушения, его выраженность, соотношение с возрастными нормами. Итогом станет назначение курса, продолжительность которого может изменяться в зависимости от эффективности проведения.

Начинается сеанс с согревающего массажа. Затем выполняются упражнения в соответствии с программой. Ребенок располагается в определенном положении лежа (на животе, на боку или спине), при этом специалист, воздействуя на рефлекторные точки, вызывает у ребенка непроизвольные движения. Это может проявляться переворотами, вытягиванием или сгибанием руки или ноги.

Противопоказания

Войта-терапию нельзя использовать в ряде случаев:

  • Острая фаза инфекционных, воспалительных и вирусных заболеваний.
  • 1-2 недели после вакцинации.
  • Тяжелая сердечно-сосудистая патология.
  • Беременность.

При эпилепсии метод Войта можно использовать только по щадящей системе. При других состояниях, ухудшающих самочувствие, интенсивность сеансов необходимо снижать, в соответствии с состоянием пациента, но полная отмена не обязательна.

Массаж по методу Войта в домашних условиях

Отличных результатов позволяет добиться разнообразный домашний массаж. Метод Войта – самое эффективное и популярное направление. Специализированная методика осваивается специалистами медиками с высшим образованием. Упрощенную версию для применения в домашних условиях может освоить любой желающий. Техника позволит избавиться от функциональных нарушений: расстройства сна при прорезывающихся зубах, плохого самочувствия при метеорологических перепадах, нарушений пищеварения и других.

Метод Войта-терапии объединяет в своем арсенале акупрессурные, кинезотерапевтические приемы, элементы гимнастики. При воздействии на рефлекторные точки в определенных позах, вызываются движения, опережающие физическое развитие малыша. Но запомнив их на нервном уровне, он их значительно быстрее освоит при взрослении.

Начинать занятия можно с недельного возраста. Первые занятия целесообразно проводить при участии опытного практика-специалиста. Самостоятельно изучать методологию по непроверенным пособиям из интернета минимум бесполезно, максимум – опасно для здоровья малыша. Оптимальный вариант — пройти курс обучения в региональных или областных центрах подготовки.

Опытный специалист воздействует на организм пациента, находящегося в разных позах, задействуются 10 зон на теле и конечностях. В зависимости от решаемой проблемы, разрабатываются их индивидуальные комплексы-комбинации. Манипуляции можно проводить на достаточной по площади твердой поверхности, например, пеленальном столике. Все приемы выполняются симметрично с обеих сторон. Перерыв между занятиями в течение дня должен составлять не менее 3-4 часов, т. е. не более 4 занятий в день. Длительность сеанса — от 5 минут, с постепенным увеличением длительности до 20 минут. Длительность курса 20 дней. Перерыв между курсами не менее месяца.

Несколько простых и доступных упражнений

Следующий комплекс упражнений способны выучить люди и без специального медицинского образования. Это позволит заниматься несколько раз в день и добиться лучшего результата.

  • Проводящий занятие располагается слева от лежащего на спине ребенка. Левой рукой проводят прессуру ниже соска на 1-2 см (можно использовать согнутую фалангу указательного пальца). Правой рукой при этом потягивают вверх кожу за правой ушной раковиной. При этом рефлекторно ножка подтянется к животу, голова повернется в бок – действия предваряющие боковое переворачивание. Малыша следует остановить и выполнить манипуляции с другой стороны. Дополнительный положительный эффект от занятий: пройдут колики и болевые ощущения, вызванные ими.
  • Поверните ребенка на бок, нижняя рука его должна быть вытянута вперед, верхняя — вдоль туловища. Нижняя нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, пятка — на уровне попы. Верхняя – прямая с отведением кпереди. Взрослый располагается за спиной ребенка. Правой рукой он оттягивает кожу на лопатке, а левой – производит давление на бедренную кость, выступающую у живота. Это спровоцирует подтягивание ножек, приподнимание головы. Еще немного и он сядет. Движение останавливаем и проводим процедуру с другой стороны.
  • Взрослый располагается слева от лежащего на животе с повернутой вправо головой ребенка. Правая рука малыша — у головы, левая – вытянута вдоль туловища. Левую ногу следует согнуть в коленном суставе. При удерживании левой голени и давлении на правую пятку, ребенок отталкивается и пытается ползти. Порыв останавливаем и повторяем процедуру с другой стороны.

Интенсивность и дозирование

Действенность рефлекторной локомоции не вызывает сомнения. Но сами процедуры, особенно первые занятия, могут быть утомительны для ребенка. Поскольку лучшего эффекта позволяют добиться регулярные, каждодневные (лучше несколько раз в день) занятия, то важная и ответственная роль отводится родителям и родственникам. Ежедневные занятия по 5-20 минут 3-4- раза в день могут быть проведены только родителями, близкими. Тренером взрослого пациента может быть супруг, или любой другой близкий человек, не равнодушный к судьбе пациента.

  • Проводящий занятие располагается слева от лежащего на спине ребенка. Левой рукой проводят прессуру ниже соска на 1-2 см (можно использовать согнутую фалангу указательного пальца). Правой рукой при этом потягивают вверх кожу за правой ушной раковиной. При этом рефлекторно ножка подтянется к животу, голова повернется в бок – действия предваряющие боковое переворачивание. Малыша следует остановить и выполнить манипуляции с другой стороны. Дополнительный положительный эффект от занятий: пройдут колики и болевые ощущения, вызванные ими.
  • Поверните ребенка на бок, нижняя рука его должна быть вытянута вперед, верхняя — вдоль туловища. Нижняя нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, пятка — на уровне попы. Верхняя – прямая с отведением кпереди. Взрослый располагается за спиной ребенка. Правой рукой он оттягивает кожу на лопатке, а левой – производит давление на бедренную кость, выступающую у живота. Это спровоцирует подтягивание ножек, приподнимание головы. Еще немного и он сядет. Движение останавливаем и проводим процедуру с другой стороны.
  • Взрослый располагается слева от лежащего на животе с повернутой вправо головой ребенка. Правая рука малыша — у головы, левая – вытянута вдоль туловища. Левую ногу следует согнуть в коленном суставе. При удерживании левой голени и давлении на правую пятку, ребенок отталкивается и пытается ползти. Порыв останавливаем и повторяем процедуру с другой стороны.

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Рекомендуется с 29 недель при выявлении тазового предлежания приступить к спец.гимнастике.

Перед выполнением данных упражнений посоветуйтесь с врачом!

применяется с 29-40 недель Б. Лежа на кровати или на кушетке, беременная попеременно поворачивается то на один бок, то на другой и лежит на каждом боку по 10 минут. Процедура повторяется 3-4 раза. Занятия проводятся 3 раза в день перед едой.

После установления головки над входом в таз беременной рекомендуется лежать (и во время сна) на боку, соответствующему спинке плода, и носить бандаж. Правильное ношение бандажа способствует уменьшению матки в поперечном и увеличению в продольном размере и предохраняет от обратного перехода плода из головного предлежания в тазовое.
Метод В.В. Фомичевой

Перед выполнением данных упражнений посоветуйтесь с врачом!

применяется с 32-34 недель до 37-38 недель беременности. Продолжительность занятия 20-25 минут, выполняется комплекс 2 раза в день (утром и во второй половине дня) не ранее чем через 1-1,5 часа после еды. Гимнастика выполняется в медленном темпе, в сочетании с дыханием, в определенной последовательности от простых упражнений к более сложным. Одежда должна быть легкой и не стесняющей движений, помещение проветрено. Понадобится стул с прочной спинкой и коврик для выполнения упражнений лежа на боку.

Перед основной частью гимнастики в течение 3-4 минут проводится разминка (ходьба на носках, на пятках, на наружном своде стопы, с высоким поочередным подниманием колен сбоку живота).

· Исходное положение (и.п.) – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклон в сторону – выдох, переход в и.п. – вдох (повторить 5-6 раз в каждую сторону).

Рекомендуем прочесть:  Желточный Мешок 5.3 Мм, А Эмбриона Нет

· И.п. – стоя, руки на поясе. Небольшой наклон назад – вдох, медленный наклон вперед, прогнуться в поясничном отделе – выдох (повторить 5-6 раз)

· И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Развести руки в стороны – вдох, с поворотом туловища свести руки, выпрямленные перед собой, вместе – выдох (повторить 3-4 раза в каждую сторону в медленном темпе)

· И.п. – стоя лицом к спинке стула, держась вытянутыми руками за спинку стула на уровне талии. Поочередно поднимать согнутую в тазобедренном и коленном суставах ногу сбоку от живота, касаясь коленом руки; опуская ногу, прогнуться в поясничном отделе позвоночника – выдох (повторить 4-5 раз каждой ногой)

· И.п. – стоя одной ногой на полу, коленом другой опереться на сиденье стула, руки на талии; развести руки в стороны – вдох, поворот туловища и таза наружу, медленно наклониться, опуская руки вниз перед собой, – выдох (повторить 2-3 раза в каждую сторону, меняя опорную ногу).

· И.п. – стоя на коленях, опираясь на локти. Поочередно медленно поднимать прямую ногу назад и вверх (4-5 раз каждой ногой)

· И.п. – лежа на правом боку. Сгибание левой ноги сбоку живота – вдох; возвращение в и.п. – выдох (повторить 4-5 раз)

· И.п. – лежа на правом боку, нога поднята на 30-40 градусов над полом. Круговые движения левой ногой 4 раза в каждую сторону (повторить 3-4 раза)

· И.п. – стоя на четвереньках. Опустить голову вниз, спину округлить, вдох; вернуться в и.п., прогибаясь медленно в поясничном отделе – выдох (повторить 10 раз медленно)

· И.п. – лежа на левом боку. Повторить упражнения 7 и 8

· И.п. – стоя на четвереньках. Выпрямить ноги с опорой на переднюю часть стопы (т.е. пятки должны оторваться от пола), поднимая таз вверх (повторить 4-5 раз)

· И.п. – лежа на спине, опора на стопы и затылок. Поднять таз вверх – вдох; вернуться в и.п. – выдох (повторить 3-4 раза)

После основной части – в положении лежа или сидя 4-5 дыхательных упражнений с целью успокоения.

Журнал «Мой ребенок» июль 2007

Методика Брюхиной, Грищенко и Шулешовой

Перед выполнением данных упражнений посоветуйтесь с врачом!

Упражнения выполняют перед едой 4-5 раз в день.

1. Лягте на бок, противоположный позиции плода. Ноги согните в тазобедренных и коленных суставах. Через 5 минут выпрямите верхнюю ногу, затем со вдохом прижмите ее к животу и выпрямите с выдохом, слегка сгибаясь вперед и давая легкий толчок в сторону спинки ребенка. Повторяйте это движение медленно 10 минут.

2. Полежите 10 минут без движения.

3. Примите коленно-локтевое положение и оставайтесь в нем 5-10 минут

Еще упражнения:
Время от времени стойте на четвереньках, покачивая бедрами из стороны в сторону. Особенно хорошо принимать эту позу, когда вы чувствуете, что малыш бодрствует. Можно передвигаться по дому в такой позе – полезно и забавно.
Не опускаясь на колени, опустите вниз руки, коснитесь руками пола и в такой позе погуляйте по дому.
Сядьте на пол, приложите подошвы ног друг к другу. Колени прижмите как можно ближе к полу, а ступни ног притяните к себе. Сидите так по 10-20 минут 2 раза в день.
2-3 раза в день, до еды, ложитесь на плоскую поверхность – сначала на тот бок, куда смещена головка ребенка. Через 5-10 минут перевернитесь на другой бок. Меняйте положение каждые 5-10 минут в течение часа. Спать старайтесь на том боку, куда смещена головка.
Лягте на спину, подложив что-нибудь под поясницу так, чтобы таз приподнялся на 2-=30 см выше головы. Оставайтесь в таком положении 10-15 минут. При этом под действием силы тяжести головка ребенка упирается в дно матки, а сам малыш часто разворачивается в головное предлежание. Упражнение нужно делать несколько раз в день, до еды.
Сядьте так, чтобы колени были разведены на ширину плеч, ягодицы располагались между пятками, носки были вытянуты параллельно ногам. Теперь скользящим движением опуститесь на пол с опорой на голову и руки. Грудная клетка должна быть максимально прогнута вниз, а ваш таз приподнят настолько, насколько вы прогнулись. Усложненный вариант: руки заведены за спину и подняты вверх. Лежите в таком положении столько, сколько сможете, поскольку это очень естественно во время беременности и безопасно для вас и малыша. Дышите животом и областью промежности и мысленно общайтесь с ребенком. Говорите ему ласковые слова, просите его перевернуться.
Делайте упражнение «велосипед» – 5-10 раз в день, кто кА сможет.
Лягте на спину и согните ноги в коленях. Приподнимайте и опускайте таз – примерно 10 раз.
Из той же исходной позиции опускайте колени сначала в одну сторону, затем в другую (5-10 раз)

Полезно плавать на спине, а также нырять.
Если у вас есть возможность посетить врача-остеопата, обязательно ею воспользуйтесь. В арсенале этих специалистов есть много техник для решения типичных проблем беременности, в том числе и упражнения, которые помогают перевернуть неправильно лежащего малыша.
Рефлексотерапия и акупунктура. Возможно, в вашем городе есть практикующие специалисты данного профиля. Обязательно обратитесь к ним. В качестве самопомощи рекомендуют 2-3 раза в день массировать мизинцы на ногах.
Гомеопатия. Препарат Пульсатилла (разведением 200 и выше) рекомендуют многие гомеопаты. Одна горошина за 20 минут до еды в течение 3-4 дней может сотворить чудо!

Хорошее питание, частые прогулки на свежем воздухе, непременная физическая активность (в разумных пределах, конечно) – плавание, ходьбы, зарядка – все это очень и очень важно!

· Старайтесь сидеть на жестких стульях с прямой и твердой спинкой, а не на мягком диване, кресле или софе. Если же сидите на диване, опирайтесь на его спинку. Садитесь на край, раздвинув ноги и позволяя животу свободно лежать между ног.

· Почаще садитесь на стул задом наперед – лицом к спинке стула.

· Если есть возможность купить фитбол сидите на нем как можно чаще.

· Если водите машину, попробуйте отказаться от нее или все время следите, чтобы спинка сиденья была прямой.

1. Выберете какую-то приятную вам музыку. Прикладывайте наушники сначала на верх живота, а потом постепенно опускайте их вниз – вполне вероятно, что кроха захочет послушать любимую музыку и сделает необходимый кувырок.

2. Некоторые специалисты рекомендуют светить фонариком на низ живота или область промежности. Иногда это помогает.

3. Многие родители подтверждают, что возможно уговорить малыша перевернуться. Говорите с ребенком, объясняйте, почему позиция вниз головкой удобнее и для него и для вас. При этом мягко поглаживайте живот.

4. Психологи часто подчеркивают великую силу мысли. Четко представляйте себе ребенка лежащего головкой вниз. Найдите картинки в книжках или журналах о беременности с изображением нормально расположенного малыша. Скопируйте их и повесьте на видных местах. Чем чаще вы будете на н7их смотреть и внушать себе оптимистические мысли, тем выше шанс, что ребенок перевернется. Во время глубокой релаксации визуализируйте поворот ребенка. Старайтесь представлять себе не процесс переворота, а уже повернувшегося ребенка.

5. Попробуйте положить на верх живота брикет мороженого или пакет замороженных овощей – ребенок может, «спасаясь от холода», перевернуться головкой вниз. Иногда срабатывает принцип контрастных температур – сидя в теплой ванне, приложите холод к верхней части живота. Возможно, малыш повернется.

· Исходное положение (и.п.) – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклон в сторону – выдох, переход в и.п. – вдох (повторить 5-6 раз в каждую сторону).

Нормальным положением плода является его направленность головой вниз. Но иногда в силу медицинских или других причин наблюдается кардинально иная картина. Исправить это помогут упражнения, чтобы ребенок перевернулся головой вниз, но только в случае отсутствия противопоказаний.

Почему малыш в неправильном положении?

Причины неправильного расположения ребенка могут быть как медицинские (в таком случае все попытки перевернуть его могут быть тщетными, поэтому перед родами будет обязательно принято решение о кесаревом сечении), так и связанными с образом жизни беременной женщины:

  • Чаще всего к этому приводит привычка спать в одной позе, из-за чего внутренние органы могут смещаться под собственным весом, а кровь застаиваться. Если избавиться от этой привычки не удается, то можно перед сном сменить несколько поз, а только потом лечь в любимую.
  • Не стоит также и слишком поздно ложиться спать. Это может стать причиной и переутомления, и сна в одной позе.
  • Неправильный рацион, особенно прием пищи перед сном. Мнение о том, что беременным можно есть все подряд является ошибочным, особенно на ночь. Тяжелой и сомнительной пищи в рационе будущей мамы быть не должно.
  • Малоподвижный образ жизни, хотя и чрезмерная физическая нагрузка, к которой мама не привыкла, тоже негативно отражается на положении плода.

Что касается медицинских причин, то они могут быть связаны с анатомическими особенностями строения женщины (например, у нее может быть узкий таз), тонусом матки или ее расслабленностью (если перед этим было еще много беременностей).

Особенности тазового предлежания

Тазовое предлежание плода – вариант его расположения в матке. При этом тазовый конец плода предлежит ко входу в малый таз женщины. Такое положение ребенка наблюдается в 5% случаев. При этом выделяется несколько вариантов тазового предлежания:

  • ягодичное – при таком положении плода ко входу в малый таз примыкают ягодицы, ноги при этом расположены вдоль туловища;
  • смешанное ягодичное – ноги плода согнуты в тазобедренных и коленных суставах;
  • ножное – может быть полным (предлежат обе ноги), неполным (одна нога), коленным.

Благодаря определению типа предлежания врач может составить схему проведения родов.

Как определить положение плода?

Зная, что существует такая проблема, и постоянно делая специальные упражнения, беременной женщине полезно будет знать, как определить положение плода, чтобы удостовериться, что ребенок перевернулся перед родами. Сделать это можно по следующим признакам:

  • толчки, ощущаемые в верхней части живота свидетельствуют о головном лицевом предлежании;
  • при затылочном предлежании толчки ощущаются в спину, при этом четко прощупывается спинка;
  • если будущая мама ощущает удары внизу живота, значит, ребенок расположен головой вверх.
Рекомендуем прочесть:  10 Неделя Беременности Коричневые Выделения Без Боли

Узнать о предлежании плода можно и по сердцебиению. Сделать это можно с помощью стетоскопа, приняв положение лежа на кровати. Начинать слушать нужно с нижней части живота, постепенно двигаясь вверх. Стетоскоп рекомендуется прикладывать к боковой части живота. О тазовом предлежании может свидетельствовать приглушенный тон (это также может говорить о маловодии и плацентарной недостаточности, поэтому обязательно требуется консультация врача).

При этом нужно знать, на какой неделе ребенок находится в неправильном положении, поскольку врачом будет приниматься решение о кесаревом сечении или выполнении специальной гимнастики.

Что делать. Общие рекомендации

Если врач обнаружил тазовое предлежание плода ранее 34 недели беременности, то не стоит беспокоиться, поскольку ребенок еще может перевернуться до родов. При желании ему можно помочь, но только в том случае, если нет медицинских причин (обвития пуповины или положения плаценты, мешающего перевернуть ребенка в головное предлежание). Независимо от причины, будущей маме нужно изменить свои привычки:

  • изменить рацион, включить в него большее количество овощей и фруктов;
  • почаще гулять, больше двигаться, но не переусердствовать;
  • делать специальные упражнения, которые способствуют переворачиванию ребенка;
  • высыпаться, во время сна стараться менять позу.

При этом рекомендуется разговаривать с ребенком, уговаривать его.

Когда нужны упражнения?

Тазовое предлежание плода может быть опасным для ребенка и матери только в период родов. Из-за этого увеличивается риск получения родовой травмы, осложнений родового процесса вплоть до гибели ребенка.

Упражнения нужно делать, чтобы ребенок перевернулся и лег головкой вниз, но эффективны они не всегда, поэтому назначаются лишь в качестве вспомогательного способа. После срока 35 недель тазовое предлежание врачами считается уже свершившимся фактом, поэтому в большинстве случаев принимается решение о кесаревом сечении. Поэтому начинать выполнять специальную гимнастику нужно на сроке 30-31 неделя.

Предварительно нужно согласовать упражнения с лечащим врачом, а также удостовериться в отсутствии осложнений течения беременности.

Ограничения при выполнении упражнений

Упражнения для переворота женщине можно выполнять не всегда. Противопоказаниями к гимнастике являются:

  • предлежание плаценты, т. е. она закрывает просвет в матке, поэтому смысла поворачивать ребенка в правильное положение нет, поскольку кесарева сечения не избежать;
  • угроза выкидыша;
  • индивидуальные ограничения в зависимости от особенностей течения беременности и состояния пациентки.

Рекомендуется предварительно проконсультироваться с врачом о возможности выполнения упражнений. При необходимости комплекс можно скорректировать.

Комплекс

Упражнения для переворота плода при тазовом предлежании разработаны акушерами-гинекологами. Комплекс одобрен ассоциацией врачей. Он включает в себя ключевые упражнения, способствующие перевороту плода. Преимущество такой гимнастики заключается в том, что ее можно выполнять и в качестве профилактики тазового предлежания, и в качестве подготовки к родам.

“Маятник”

Выполняется упражнение в положении лежа. Подойдет для этого любая ровная твердая поверхность (диван и кровать не подойдут).

Лежа на спине нужно согнуть ноги в коленях, а затем их широко развести, при этом нужно следить, чтобы стопы от пола не отрывались. Руки положить вдоль тела.

Чтобы малыш перевернулся, нужно приподнимать таз одновременно с глубоким вдохом. В новом положении немного задержаться, а затем плавно вернуться в исходное положение, одновременно выдыхая. Теперь нужно сделать несколько вдохов и выдохов, и только потом повторить упражнение.

“Кипарис”

В основе лежит упражнение Кегеля небольшой интенсивности. Для выполнения нужно лечь на коврик на полу, ноги согнуть в коленях, развести, а стопы прижать. На вдохе ноги вытянуть. Затем, не выдыхая, сжать ягодицы, напрячь мышцы промежности. На выдохе тело надо расслабить и вернуться в исходное положение. Повторить еще 7-10 раз.

“Кошка”

Это упражнение является наиболее популярным среди беременных женщин. Выполнять его нужно на полу. Нужно встать на колени и принять позу кошки, т. е. прогнуть спину и слегка приподнять таз. Отрывать ладони от пола нельзя. Дополнительно нужно следить за тем, чтобы колени располагались на одной вертикальной линии с бедрами.

Вдыхая, надо запрокинуть голову вверх и приподнять таз. Выдыхая, стараться свернуться клубком, для чего нужно округлить спину и опустить копчик и голову. Все движения должны быть максимально плавными. Количество повторов – около 10.

“Мостик”

Это упражнение является наиболее эффективным (15%), при этом усилия практически не прикладываются. Выполнять упражнение нужно в период максимальной активности ребенка.

На пол положить подушки или другие подобные приспособления таким образом, чтобы в положении лежа таз находился выше пола на 20-30 см. Ноги можно поместить на стул. В этом положении нужно провести 10-15 минут, при этом ни напрягаться, ни выполнять специальные движения не надо.

“Парусник”

Исходное положение – стоя на полу. Ноги – на ширине плеч, руки вытянуты вдоль тела. При вдохе руки поднять и поставить таким образом, чтобы ладони были повернуты к полу. Затем встать на носочки, стараясь округлить грудную клетку. На выдохе вернуться в исходное положение.

Это упражнение входит в комплекс дыхательной гимнастики, поэтому его можно повторять несколько раз в течение всей зарядки (например, в начале и конце).

Метод Диканя

Повернуть ребенка при тазовом предлежании можно, используя метод Диканя. В основе метода лежит периодическое переворачивание тела и смена положения. Для выполнения упражнений нужно лечь на пол и каждые 10 минут переворачиваться с одного бока на другой, при этом ноги должны быть согнуты в коленях (для удобства их можно держать руками).

Выполнять упражнения нужно на голодный желудок, чтобы предупредить появление чувства тошноты. Во время такой гимнастики можно смотреть фильм.

Для повышения результативности рекомендуется делать минимум 4 подхода в день.

Комплекс Фомичевой

Если ребенок неправильно лежит в утробе матери, то перевернуть его на сроке 32-36 недель поможет комплекс, разработанный акушером В. Фомичевой. Основой комплекса являются наклоны. Их нужно делать вперед и назад, при это нужно прогибать поясницу. Дополнительно нужно делать:

  • повороты;
  • подъем таза, как в упражнении «Маятник», но опора должна быть на затылок и стопы.

Каждое упражнение из этого комплекса нужно повторять минимум 5 раз.

Методика Брюхиной

Этот комплекс показан в случае неравномерного тонуса матки. Если ребенок не переворачивается, то нужно выполнить следующие упражнения (делать это нужно в коленно-локтевой позе):

  • 6 раз медленно вдохнуть, а затем медленно выдохнуть.
  • На вдохе опустить туловище вниз, на выдохе – вернуться в исходное положение (количество повторов – 5).
  • Сначала поднять выпрямленную ногу, затем отвести ее в сторону, ею дотронуться до пола, а затем вернуть в исходное положение. Сделать это же с другой ногой. Повторить упражнение 4 раза.
  • Выполнить упражнение «Кошка».
  • Выполнить упражнение Кегеля, которое заключается в попеременном напряжении и расслаблении мышц влагалища и ануса.

В бассейне

Упражнения при неправильном положении плода можно выполнять и в бассейне. Выбирать нужно тот, в котором вода не слишком холодная. Наиболее популярными являются следующие упражнения для беременных:

  • опереться на бортик бассейна, приподнимать таз и ноги несколько раз подряд;
  • присесть на корточки, а затем оттолкнуться от дна и подпрыгнуть;
  • сальто назад в части бассейна с достаточной глубиной;
  • свободное плавание, которое способствует снижению тонуса матки, что дает ребенку хорошие условия для переворота и больше пространства для движений, поскольку стенки матки станут не такими жесткими, как ранее.

Занятия можно проводить в собственном бассейне или общественном. В последнем случае можно посещать специальные группы для беременных, где занятия проводятся с инструктором. Этот специалист научит правильно дышать и выполнять базовые упражнения, которые будут полезными не только для переворота ребенка, но и в качестве подготовки перед родами.

Народные варианты переворота

Перевернуть ребенка при тазовом предлежании помогут не только упражнения для беременных. Многие считают, что его можно мысленно убедить сделать это. Шанс, что это поможет маленький, но он есть. Для этого надо удобно лечь, расслабиться, включить тихую приятную музыку, погладить живот и представить, как ребенок переворачивается. Во время этого можно разговаривать с ним.

Есть и другие подобные методы:

  • Воздействие звуком. Можно подносить наушники к низу живота, возможно, ребенок будет пытаться добраться до источника звука и перевернется.
  • Воздействие светом. Принцип тот же, что и в случае со звуком. На 32 неделе беременности ребенок уже различает свет и тьму, поэтому сможет попробовать перевернуться, двигаясь к лучу фонарика.
  • Контрастные компрессы. К верхней части живота нужно приложить холодный компресс. Принято считать, что ребенку будет некомфортно находиться в таком положении, и он будет стараться перевернуться, уходя от холода.

Эти способы не имеют подтверждения эффективности, часто они используются в качестве дополнительных, но точно не навредят ни ребенку, ни будущей маме.

Переворачиванию ребенка в утробе матери способствует и йога, перевернутые асаны. Но выполнять их можно только натренированным будущим мамам, поскольку при отсутствии навыков можно нанести вред и себе, и ребенку.

Как понять, что малыш перевернулся?

После выполнения комплекса специальных упражнений, чтобы ребенок перевернулся в животе, беременной обязательно захочется узнать о положительном результате еще до похода к врачу. Поэтому ей нужно знать, как понять, что это произошло. Сделать это можно с помощью прощупывания живота: в верхней части должна четко ощущаться округлая выпуклость – ягодицы плода. Обратить внимание нужно и на локализацию шевеления – в нижней части они должны быть менее интенсивными.

Независимо от срока беременности, всегда есть шанс перевернуть ребенка головой вниз. Специальные упражнения, постоянные разговоры и изменение образа жизни способны подготовить маму и ее ребенка к родам без негативных последствий.

  • предлежание плаценты, т. е. она закрывает просвет в матке, поэтому смысла поворачивать ребенка в правильное положение нет, поскольку кесарева сечения не избежать;
  • угроза выкидыша;
  • индивидуальные ограничения в зависимости от особенностей течения беременности и состояния пациентки.

http://m.baby.ru/community/view/126532/forum/post/194194669/http://fb.ru/article/417178/metod-voyta-reflektornaya-gimnastikahttp://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=31814.0http://www.baby.ru/community/view/73449/forum/post/11195789/http://medru.su/beremennost/uprazhneniya-chtoby-rebenok-perevernulsya-golovoj-vniz.html

Давайте вместе будем делать материал еще популярнее, и после его прочтения сделаем репост в удобную для Вас социальную сеть

.

Оцените статью
Женщинам от женщины - лучшие советы и решения